|
|
1927-1938
- 1927, осень.
Начало
домашнего систематического обучения С.
-
«Осенью 1927 года ко мне
стала ходить заниматься учительница (чтение, чистописание,
арифметика), после уроков она ходила со мной гулять к храму Христа
Спасителя <...> и на прогулке рассказывала что-то из истории
и Библии <...>.
Звали ее Зинаида
Павловна, фамилии ее,
к сожалению, не помню <...>.
Занималась она со мной до
следующей весны». – ВI. –
С.47.
-
-
1927–
1932. «По желанию
родителей первые пять лет
я учился не в школе, а дома,
в домашней учебной группе,
<...> вместе с Ириной
и еще одним мальчиком,
звали его Олег
Кудрявцев. <...> Это
довольно сложное и дорогое,
трудное начинание, по-видимому,
было вызвано их недоверием
к советской школе тех
времен <...> и желанием
дать детям более
качественное образование.
<...> более
индивидуализированное
обучение <...> в большей
степени прививает
самостоятельность и
умение работать, <...>
способствует
интеллектуальному
развитию. Но в
психологическом и
социальном плане своим
решением родители
поставили нас перед
трудностями <...>. У меня
<...> очень развилась
свойственная мне
неконтактность, от которой
я страдал <...>». – ВI. – С.48.
- «Нам пытались дать
хорошее образование,
насколько это было
возможно. Учили языкам.
Какое-то время <...>,
недолго, Андрей, Катя [старшая двоюродная
сестра; прошла полный
школьный курс дома] и я брали уроки
танцев. <...> В Катину
группу <...> одно время
ходил высокий заикающийся
юноша, было известно, что
он пишет стихи, что <...>
служило поводом для
постоянного подтрунивания.
Однако у него был и
благодарный слушатель: где-нибудь
в углу длинный Сережа
Михалков,
размахивая руками, читал
свои произведения
внимательно и серьезно
слушавшему Аде [Андрею],
который <...> доходил ему
до пояса». – И.Н.Сахарова(as).
«Ирина, Олег [Кудрявцев]
и я брали уроки двух учителей – учительницы начальной школы Анны Павловны Беккер
<...> и учительницы немецкого
языка Фаины
Петровны Калугиной. <...>
главным преимуществом
домашнего ученья <...>
оказались экономия сил и
возможность повседневного
общения с Олегом <...>. Олег с
его интересами, знаниями и всей
своей личностью сильно повлиял
на меня, внес большую “гуманитарность”
в мое миропонимание, открыв
целые отрасли знания и
искусства, которые были мне
неизвестны. И вообще он один из
немногих, с кем я был близок. <...>
В 1932 году наша группа распалась».
– ВI. – С.48–49, 51.
- «Большую роль в <...>
детстве играл двор –
полтора десятка мальчиков
и девочек, собиравшихся на
площадке между тремя
флигелями <...> игры,
которые были самыми
популярными тогда – "казаки-разбойники",
"флаги" <...> вечные
"классики" и "прятки".
Играли мы и в "ножички"
<...>. Очень много я играл
и дома, и на улице со своей
двоюродной сестрой Ириной <...>
в литературные игры-инсценировки».
– ВI. – С.34–35.
- «Детей нашего
возраста было довольно
много, в основном из бедных
рабочих семей. <...> И я, и
в особенности Андрей <...>
дружили с большеглазым,
задумчивым Гришей
Уманским.
Это был мальчик <...>
добрый <...> и
одухотворенный, любивший
порассуждать <...>. Они
часто прогуливались
вдвоем, серьезно и
увлеченно <...> беседуя.
<...> Больше ни с кем во
дворе Андрей не дружил,
хотя в общих играх охотно
участвовал». – И.Н.Сахарова(as).
-
-
«Детские
праздники устраивались в
дни рождения и именин
детей и на елку <...> со
сладким угощением, обычно
домашним мороженым, с
общими играми, шарадами,
фокусами. <...>
Традиционным номером всех
праздников было появление
“Американца, читающего
газету”. Это обычно был
папа <...>». – ВI. – С.31.
- «В большой, густо
населенной квартире
бывало много молодежи и
всегда находилось место
для сборищ и различных игр.
<...> Торжественно
отмечались дни рождения
детей, приглашались
сверстники <...>. Мы очень
любили разыгрывать шарады.
Писались и ставились пьесы».
– И.Н.Сахарова(as).
- «Каждое
лето наша семья выезжала
на дачу. Мы снимали обычно
две комнаты <...>, чаще
всего в районе Звенигорода
(в Дунино <...>, Луцине,
Криушах, Песках).
Впечатления от этих трех-четырех
месяцев были очень
глубокие. <...>
Подмосковная природа –
мягкая и лиричная –
навсегда стала близкой. <...>
Я часто надолго уходил из
дома и гулял один по лесу
или по межам засеянных <...>
полей. Мне никогда не было
скучно одному. Жили мы на
даче с мамой безвыездно
целое лето. Папа по
воскресеньям привозил нам
<...> продукты, пока не
подходило время его
отпуска и он уезжал на юг
или север». – ВI. – С.31,
34.
-
- 1929, февраль, 22. Смерть Алексея
Семеновича Софиано (деда
С.).
-
«Никогда не болея, он
скоропостижно скончался в
возрасте 84-х лет <...>. Это
была первая смерть
родственника в моей жизни».
– ВI. – С.14.
-
- 1929, ноябрь, 14. Смерть Анны
Алексеевны Гольденвейзер
(тети С.).
- А.С.Софиано и А.А.Гольденвейзер
похоронены на
Ваганьковском кладбище.
Там же ранее похоронены
другие члены семьи Софиано:
генерал Н.С.Софиано (1902), дети В.А.Софиано – Зинаида и Алексей
(1920) и сам В.А.Софиано
(1924). – ВЗРС. – С.71.
-
- 1930, май.
Арест Ивана
Ивановича Сахарова (дяди
С.).
- «В
конце 20-х годов дядя Ваня пытался
помочь бежать из СССР <...> старому
университетскому товарищу, дав ему
свой паспорт (я не очень хорошо знаю
эту историю; по другой версии он
только знал о плане “побега” и не
донес об этом ГПУ)». – ВI.
– С.40.
- «Андрей Сахаров в “Воспоминаниях” неточно
изложил историю арестов своего
любимого дяди И.И. Сахарова. <...>
Первый раз Иван Иванович был
арестован в мае 1930 года. По делу было
арестовано еще 14 человек,
многие из них были
приговорены к трем годам
ссылки. Но Иван Иванович
был 12 июля освобожден без
предъявления обвинения».
– ВЗРС.
– С.127.
1932-1933, зима.
«Я
<...> ходил заниматься к двум
пожилым сестрам-преподавательницам,
которые жили в том же доме, что
мой крестный Александр
Борисович Гольденвейзер,
в Скатертном переулке, и я
часто к нему заходил». – ВI. – С.51.
- 1933, осень. С.
поступает в 5-й класс 110-й
школы.
-
«110-я школа была не совсем
обычной. В ней училось
много детей начальства <...>.
Она называлась “школа с
химическим уклоном” <...>.
Директора звали Иван Кузьмич
Новиков, он
пользовался определенной
самостоятельностью. <...>
Новиков вел у нас раз в
неделю специальный урок “Газета”,
ученики по очереди делали
обзоры. <...> я
рассказывал об
автопробеге Москва –
Каракумы – Москва, о
полете стратостата». – ВI. – С.51.
- «Был он [И.К.Новиков]
не самоучкой, а самородком,
неведомо как постигшим
сложнейшую из наук:
воспитание человека. <...>
“Предмет” его в
наркомпросовских
программах не значился. И
ни в какой другой школе
страны не преподавался.
Назывался он просто и
скромно: “Газета”. Уже
только ради него посещение
школы становилось не
обузой, а праздником. Иван
Кузьмич приносил “Правду”,
читал вслух отдельные
пассажи отдельных статей
<...>. И приглашал к
разговору.
Разворачивалась дискуссия
<...>. Именно тогда <...>
я впервые услышал о том,
что чтение прессы это
искусство и что мало для
этого быть грамотеем –
надо еще научиться “читать
между строк”». – Ваксберг
А. Моя жизнь в жизни. Т.1. – М.: Терра-Спорт,
2000. – С.17–19.
- «Учиться мне было легко,
но ни сойтись с кем-либо, ни,
наоборот, войти в конфликт
я не смог. Некоторые
трудности и переживания у
меня были на уроках труда. <...> В 5-м
классе это было столярное
дело. Мне всегда было
трудно что-либо сделать
руками. <...>
Во время одного из первых
уроков труда два мальчика
постарше решили испытать
меня, не ябеда ли я, и,
засунув мою руку под
верстак, зажали там. Я
вытерпел это испытание,
скрывая слезы на глазах. На
следующем уроке один из
них предложил мне свою
помощь в столярном деле,
оказавшуюся мне очень
полезной <...>».
– ВI. – С.52.
-
-
1933,
декабрь, 10. Арест Евгения
Владимировича Софиано (двоюродного
брата С.).
- «Еще
в тридцатые годы наших близких
постигли и другие беды. <...> В
середине тридцатых годов <...>
Женя был арестован и погиб в лагере
– утонул на лесосплаве».
– ВI. – С.41.
- «Протоколов
допросов в деле нет, только постановление об избрании
меры пресечения от 27
декабря 1933 года: “…сын
капитана царской армии
достаточно изобличается в
том, что, являясь
государственным служащим
и, занимая должность
старшего инспектора по
пожарн. охране ЛКТЦ,
состоял членом
нелегальной к. р. орг. [контрреволюционная
организация], поставившей
себе целью ведение
разрушительной работы в
льноводстве СССР,
срыв экспорта льна, подрыв
обороноспособности страны <...>”.
Евгений Софиано отбывал срок в
Карлаге (отделение Дель-Дель) до
февраля 1936 года, когда был переведен
в Норильск». – ВЗРС. –
С.23–40.
- Е.В.Софиано (р. 1909 )
расстрелян 20
октября 1937г. на основании предписания
начальника Управления НКВД по
Красноярскому краю от 29 сентября 1937
г. и протокола Тройки УНКВД от 27
сентября 1937 г.
Е.В.Софиано реабилитирован
постановлением президиума
Красноярского краевого суда от 13
апреля 1957 г. – Справка
о реабилитации (as).
-
-
-
1934,
январь, 1.
Второй арест дяди С. –
И.И.Сахарова.
- «Дело № Н-9086 по
обвинению группы из 8-ми
человек по ст. 58-10, 11 УК.
Группа обвинялась “в к.р.
деятельности и в
подготовке побега за
границу одного из своих
членов для связи с
меньшевистским Центром”.
<...> Приговор был по
отечественным меркам
удивительно мягким. Одного
из обвиняемых освободили
<...>, остальных <...>
приговорили к высылке в
Казахстан на три года.
Ивану Ивановичу <...>
изменили место высылки на
г.Казань.<...> Весной 1937 года
кончился срок высылки, однако он
потерял право жить в Москве <...>». –
ВЗРС. – С.127, 129.
-
- 1934, январь. Продолжение домашнего обучения С.
- «С нового года <...>
родители <...> взяли меня
из школы и устроили
ускоренное прохождение
программы за пятый и
шестой классы <...>. Папа
занимался со мной физикой
и математикой, мы делали
простейшие опыты, и он
заставлял аккуратно их
записывать и зарисовывать
в тетрадку. Я, как мне
кажется, понимал все с
полуслова. Меня очень
волновала возможность
свести все разнообразие
явлений природы к
сравнительно простым
законам взаимодействия
атомов, описываемых
математическими формулами.
Я еще не вполне понимал,
что такое
дифференциальные
уравнения, но что-то уже
угадывал и испытывал
восторг перед их всесилием.
<...> Домой приходили
учительницы по химии,
истории, географии и
биологии. Учительница
географии Аглаида
Александровна Дометти стала близким
другом нашей семьи. Для
занятий русским языком и
литературой мама возила
меня к профессору Александру
Александровичу
Малиновскому <...>.
Кроме физики и математики
<...> всегда легче всего
давались и больше всего
нравились биология и химия».
– ВI. –
С.52–53.
-
- 1934, весна. С.
сдает экзамены за 6-й класс.
- «<...> я вместе со
своими будущими
одноклассниками держал
экзамены за 6-й класс. После
полугода домашних занятий
это показалось мне легким
делом <...>». – ВI. –
С.53.
-
- 1934, сентябрь, 1.
С. поступил в 7-й
класс 113-й школы (2-я
Брестская ул.).
- «В 7-м классе я учился
ровно. Я пытался
заниматься в литературно-творческом
кружке, но из этого ничего
не получилось. <...> Еще в
7-м классе (и в последующих)
я начал дома делать
физические опыты –
сначала по папиной книге “Опыты
с электрической лампочкой”
<...>, потом по папиной
устной подсказке и
самостоятельно. Неумение
мастерить я восполнил
причудливым
изобретательством. <...>
Папа, когда мне было 12-14 лет,
несколько раз водил меня в
лабораторию института и
показывал опыты - они
воспринимались как
ослепительное чудо <...>.
Еще большее, пожалуй,
значение, чем опыты, имели
для меня научно-популярные,
научно-развлекательные,
научно-фантастические, а
потом - в 9-10 классах - и
некоторые вполне научные
книги. Это было мое любимое
чтение! Я по многу раз
перечитал почти все книги
известного популяризатора
науки и пропагандиста
космических полетов Я.Перельмана <...>
прочитал книги Шарля Лезана, Игнатьева
и другие <...>».
– ВI. –
С.53, 56, 26, 57.
- «Лет в 13 я решил, что я
неверующий – под
воздействием общей
атмосферы жизни и не без
папиного воздействия, хотя
и неявного. Я перестал
молиться и в церкви бывал
очень редко, уже как
неверующий. Мама очень
огорчалась, но не
настаивала, я не помню
никаких разговоров на эту
тему». – ВI. –
С.15.
-
- 1934, декабрь, 1. В
Ленинграде, в Смольном,
убит С.М.Киров, первый
секретарь Ленинградского горкома
ВКП(б) и член Политбюро ЦК ВКП(б).
- «В школьном зале собрали
учеников, и директор (старая
большевичка), с трудом
справляясь со слезами,
объявила нам об этом. Папа
увидел у соседа в трамвае в
газете траурный портрет,
ему показалось, что это Ворошилов,
и он приехал очень
испуганным (боялся
повторения красного
террора 1918 года). Но он
успокоился, узнав, что это
Киров. Эта фамилия ему
ничего не говорила – это
показывает, как далека
была наша семья от
партийных кругов и
партийных дел (Киров был
вторым человеком в партии)».
– ВI. –
С.53–54.
1936, весна.
«В
конце восьмого класса один из
моих одноклассников, Толя
Башун, предложил мне
ходить с ним в математический
кружок при университете (а до
этого я ходил в школьный кружок).
Там я увидел своих сверстников,
свободно рассуждающих о
высоких материях –
комбинаторике, теории чисел,
неевклидовой геометрии и т.п.
Все это было новым и
вдохновляющим. Среди активных
участников кружка больше всего
выделялись эрудицией и <...>
неподдельным блеском братья-близнецы Акива и Исаак Ягломы».
– ВI. – С.56.
- 1936, август.
«<...>
папа взял меня в поездку на
пароходе Москва – Горький –
Ярославль.
Мы играли в шахматы,
говорили о многих важных и
неважных вещах. Но
купленную на пристани
газету <...> не обсуждали:
в ней были материалы
процесса троцкистско-зиновьевского
объединенного центра и
речь Вышинского
<...>» . – ВI. – С.34.
- Дело об «антисоветском
объединенном троцкистско-зиновьевском
центре» рассматривалось
Военной коллегией
Верховного суда СССР 19-24
августа в открытом
судебном заседании. Были
преданы суду 16 человек, все
приговорены к высшей мере
наказания. –
Реабилитация:
Полит. процессы 30-50-х гг. /
Под общ. ред. А.Н.Яковлева. –
М.: Политиздат, 1991. –
С.171.
1935-1937. «Первый
ламповый приемник, который я
видел, принадлежал соседям по
квартире Амдурским.
<...> Я слышал <...>
знаменитое выступление Гитлера на
Нюрнбергском съезде [15
сентября 1935г.], безумное и
страшное скандирование
участников съезда “Хайль!
Хайль! Хайль!”, речь Сталина
на VIII съезде Советов в 1936 году:
“Кровь, обильно пролитая
нашими людьми, не прошла даром”
[Восьмой
чрезвычайный съезд Советов
СССР, 25.11-5.12.1936. Утвердил
Конституцию СССР,
действовавшую до 1977] <...>,
целиком слышал прекрасные
передачи о Пушкинских
торжествах в 1937 году». – ВI. –
С.28.
- 1937, сентябрь, 9. Арест Константина
Алексеевича Софиано (дяди
С.).
- К.А.Софиано служил инженером-электриком
на Комбинате №150 в Кашире.
В постановлении на арест
сказано: «…достаточно
изобличается по ст. 58-7 в
том, что проводил
контрреволюционную
вредительскую работу в
электрохозяйстве
комбината <...>». На
допросах виновным себя не
признал. Скончался 29 марта
1938г. в
Каширской тюрьме. –
ВЗРС. – С.42.
-
-
1937, ноябрь, 22. Арест
Татьяны
Алексеевны Софиано (тети
С.).
- Т.А.Софиано с
1925 года служила во Всесоюзной
торговой палате. В 1929 г. переведена
на работу секретарем в Русско-американскую
палату и переводчиком у ее
американского представителя. 1
апреля 1938 г. осуждена Особым
Совещанием при НКВД СССР по ст. 58-6 УК
РСФСР (по подозрению в шпионаже) к 8
годам заключения. Наказание
отбывала в Карлаге (Карагандинский
исправительно-трудовой лагерь НКВД).
В апреле 1941 г. досрочно освобождена. –
ВЗРС.
– С.43.
«Я почти никогда не слышал
от папы прямого осуждения
современного режима. Пожалуй,
единственное исключение – в 1950
году, когда папа в предельно
эмоциональной форме высказал
свое мнение о Сталине
<...>. Я думаю, что, пока я не
стал взрослым, папа боялся, что,
если я буду слишком много
понимать, то не смогу ужиться в
этом мире. И, быть может, это
скрывание мыслей от сына –
очень типичное – сильней всего
характеризует ужас эпохи». – ВI. – С.42.
1937–1938.
«<...>
я прочитал <...>
замечательные книги Радемахера и Теплица “Числа и
фигуры” и Джинса
“Вселенная вокруг нас”,
оказавшие на меня большое
влияние, Макса Валье
“Космические полеты как
техническая возможность”, “Анализ” Р.Куранта с
весьма оригинальным порядком
изложения: интегральное
исчисление раньше
дифференциального – и многое
другое <...>. Я читал
книги по биологическим наукам.
Самое сильное впечатление на
меня произвели “Охотники за
микробами” Поля де Крайфа
<...>. Какое-то
время я думал, не избрать ли мне
эту специальность. В это же
время я впервые узнал о генной
теории наследственности и с
недоумением и возмущением
читал в “Правде”
антименделевскую статью Митина,
будущего академика-философа.
Это была моя первая встреча с
лысенковской лженаукой. <...> У меня
было достаточно времени для
опытов и чтения, т.к. школьная
программа давалась мне
сравнительно легко, особенно
точные науки <...>.
Немецкий язык, тем более что я в
9-м классе опять занимался дома,
тоже не был проблемой. <...> По
гуманитарным предметам я
учился без блеска, однако
вытягивала общая
интеллигентность». – ВI. – С.57–59.
- 1938, весна. С.
окончил среднюю школу №113
Советского ОНО (отдел
народного образования).
- «Десятый класс я окончил
“отличником” –
официальный термин того
времени (основные предметы
– пятерки, остальные –
четверки)». – ВI. –
С.59.
|
|
|