|
|
1941
-
Ноябрь...декабрь. Университетский
эшелон, сформированный в
Муроме, движется на восток,
в Ашхабад.
- «В каждой теплушке с
двумя рядами двухъярусных
нар и печкой посередине
размещалось человек сорок.
Дорога заняла целый месяц,
и за это время в каждом
вагоне сформировался свой
эшелонный быт, со своими
лидерами, болтунами и
молчальниками, паникерами,
доставалами, объедалами,
лентяями и тружениками. Я
был скорее всего
молчальником, читал Френкеля,
но прислушивался и
присматривался к
происходящему вокруг,
внутри и за пределами
вагона <...>. В нашем
вагоне была своя игра –
остаповедение <...>.
Чемпионом игры был
аспирант Иосиф
Шкловский <...>.
Однажды я отстал от
эшелона и догонял его
часть пути на платформе с
углем, распластываясь,
чтобы не сбило под мостами,
а часть – в тамбуре салон-вагона
самого Кафтанова
(министра высшего
образования) <...>. Эшелон
оказался моим самым первым
настоящим – очень поздним
– выходом из дома,
семейного круга и почти
первым общением с
товарищами и тем более – с
девушками». – BI.
– С.71–73.
-
«Мальчишки нашего эшелона!
<...> Царили шутки, смех,
подначки. <...> атмосфера
была исключительно
здоровая и <...>
оптимистическая. <...>
Пели по вечерам, у пылающей
буржуйки <...>
рассказывались немыслимые
истории, травились
анекдоты, устраивались
розыгрыши. <...> На нарах
слева от меня лежал
двадцатилетний паренек <...>
почти не принимавший
участия в наших бурных
забавах. Он был довольно
высокого роста и худ, с
глубоко запавшими глазами,
изрядно обросший и
опустившийся (если
говорить об одежде). Его
почти не было слышно. Он
старательно выполнял
черновую работу <...>. По
всему было видно, что
мальчика вихрь войны
вырвал из интеллигентной
семьи, не успев опалить его.
<...> однажды этот
мальчишка обратился ко мне
с просьбой <...>: “Нет ли
у Вас чего-нибудь почитать
по физике?” <...> на самом
дне моего тощего рюкзака
<...> лежала монография Гайтлера “Квантовая теория
излучения”. <...> я,
аспирант, при всем желании
не смог даже просто
прочитать хотя бы первый
параграф этого проклятого
Гайтлера, а мальчишка <...>
не просто прочитал, а
проработал <...>, да еще в
таких <...> мало
подходящих условиях!». – Шкловский
И.Эшелон.
Невыдуманные рассказы. – М.:
Новости, 1991.
– С.13–17.
- «В
своих <...> воспоминаниях
Шкловский рассказывает, что я брал у
него в эшелоне книгу Гайтлера “Квантовая
механика” и запросто одолел ее. К
сожалению, эта история, по-моему,
целиком плод богатого воображения
Иосифа. Гайтлера я впервые прочитал
уже будучи аспирантом – в 1945 или,
верней, 1946 году». –
BI.
– С.72.
Ноябрь – декабрь.
Оборона Москвы; начало
контрнаступления Красной Армии под
Москвой (6 декабря).
- Декабрь, 6. Университетский
эшелон прибывает в Ашхабад.
- «Эшелонная “пауза”
кончилась. В эшелоне мы
просто ехали и жили. Теперь
надо было учиться и жить –
что много трудней. <...> Мы
должны были окончить
обучение на год раньше, чем
предполагалось, – т.е. за
четыре года. Конечно, при
этом программа, и без того
не очень современная, была
сильно скомкана. <...>
Занятия проходили в
пригороде Ашхабада Кеши.
Там же были
административные службы <...>. Жили
же мы в центре города –
сначала в помещении школы,
потом в общежитии <...>.
Ходить на занятия часто
приходилось пешком <...>. Но
главное – мы жили голодно. <...> В
Ашхабаде у меня
установились близкие
товарищеские отношения с
двумя студентами - моим
однокурсником Петей
Куниным и Яшей
Цейтлиным, который
был моложе меня на один
курс». – BI.
– С.73, 76.
Декабрь, 7. Япония развязывает
войну против США, напав на Перл-Харбор
– военно-морскую базу на Оаху,
одном из Гавайских островов.
Тихоокеанский военно-морской
флот США потерял 2/3 своих
кораблей. – А-Бомба.
– С.298.
Декабрь, 8. США, Великобритания и
другие страны объявляют войну
Японии.
Декабрь, 11. Германия и Италия объявляют войну США.
Декабрь, 12. Разгром немцев под
Москвой. Первая победная
сводка по радио.
1941, конец года.
В СССР поступает
агентурная информация о
начавшихся масштабных работах
по урановой проблеме в
Великобритании и в США.
Одновременно, прямо с фронта, Г.Н.Флеров атакует письмами И.В.Курчатова и уполномоченного ГКО по
науке С.В.Кафтанова,
обосновывая безотлагательную
необходимость вернуться к
урановой проблеме и работе над
атомной бомбой. – Путь
длиною в век. Харитон
Ю.Б., Смирнов Ю.Н. – С.179.
1942
- Январь – июль. С.
проходит университетский
курс обучения по
ускоренной программе.
- «Основной для меня курс
квантовой механики читал
профессор А.А.Власов
<...>. Власов был первым
человеком (помимо папы),
который предположил, что
из меня может получиться
физик-теоретик. <...> Наш
курс выпускался со
специальностью «Оборонное
металловедение». Это
название <...> было данью
времени; по существу же
металловедение мы знали
очень мало и тем более –
оборонное <...>.
В соответствии с этой
специальностью мне была
предложена и тема
дипломной работы – поиски
замены дефицитного
серебра в контактах реле
релейной защиты. <...> Я
решил, что серебро можно
заменить в контактах
нержавеющей сталью. Пошел
на рынок, купил вилку из “нержавейки”,
отпилил “вязкие” зубья (это
было трудней всего) и
загнал их молотком в
гнезда, откуда вытащил
серебро. Это чудо техники я
предъявил комиссии вместе
с несколькими страницами
теоретических обоснований».
– BI.
– С.73, 75, 77.
-
«Лекции мы посещали
аккуратно. <...> После
занятий Андрей приходил в
общежитие, садился на свою
кровать и, устремив взгляд
в бесконечность, – думал.
Разговаривали мы с Андреем
только о физике. На другие
темы, бытовые или военно-политические,
Андрей не резонировал. <...>
Книг у нас практически не
было, и постигать физику
можно было только на
основе лекционного
материала. <...> Наш быт в
Ашхабаде был труден.
Пропитания <...> не
хватало. Официально мы
имели в день талон на 400 г
хлеба и тарелку затирухи (мука,
взболтанная в горячей воде).
На свою стипендию могли
еще прикупить на рынке
пучок зеленого лука и
стакан кислого молока <...>.
Иногда перепадала
картошка, однако жира не
было никакого. Именно
Андрей сумел в этой
обстановке вычислить
доступный источник жиров:
в аптеке продавалось
касторовое масло. На
собственном примере
Андрей показал, что на
касторовом масле можно
жарить картошку <...>.
Андрей и Петя Кунин одно
время развивали идею
организации семинара по
общей теории
относительности. Но среди
голодных ребят идея не
встретила отклика и
постепенно затухла. – Он
между нами жил: Капчинский
И.М. – С.312–313.
-
«Поразившего мое
воображение паренька я
изредка видел таким же
оборванным и голодным,
какими были все. Кажется,
он иногда подрабатывал
разнорабочим в столовой,
или, как мы ее называли, “суп-станции”».
– Шкловский
И. Эшелон.
Невыдуманные рассказы. – М.:
Новости, 1991.
– С.18.
Февраль, 26–28.
Берлин. Конференция
ученых – участников Уранового
проекта. Обсуждаются
исследования в области ядерной
физики, имеющие большую
важность для обороны страны. – А-Бомба.
– С.96–97.
Март. Л.Берия посылает записку
И.Сталину и в Государственный
комитет обороны для оценки
разведывательной информации
из Англии о докладе Комитета
МОД и начале работ над атомным оружием
на Западе. – У
истоков
советского атомного проекта: роль
разведки, 1941–1946 гг. (По материалам
Арх. внешней разведки России /Коммент. В.П.Визгина/).
Вопр. истории естествознания и техники.
– 1992. – №3. – С.109–111.
Апрель. Г.Н.Флеров отправляет с фронта
письмо Сталину по ядерной
проблеме, подчеркивая, что с
появлением атомной бомбы «в
военной технике произойдет
самая настоящая революция». – Путь
длиною в век. Харитон
Ю.Б., Смирнов Ю.Н.
– С.179.
Весна. В ГКО СССР направлено
письмо о необходимости
создания научного центра по
проблеме ядерного оружия,
подписанное С.В.Кафтановым и
А.Ф.Иоффе. – Там
же.
Июнь, 4. Германия. Совещание по инициативе
министра вооружений и военного
производства А.Шпеера в присутствии
представителей всех родов
войск и ученых Уранового
проекта. По поводу сроков
изготовления урановой бомбы В.Гейзенберг
заверяет, что научное решение
не будет трудным, а для решения
производственно-технических
проблем потребуются годы, или
не менее двух лет при условии
выполнения всех требований
ученых. – А-Бомба.
– С.98–102.
Июнь, 17. В.Буш, руководитель
Исследовательского комитета
национальной обороны США,
представляет президенту план
расширения проекта по созданию
атомной бомбы. Ф.Рузвельт отдает приказ немедленно
начать работы по созданию
бомбы. Проект передается в
ведение армии. – А-Бомба.
– С.35–36.
Июнь. С.
тяжело болеет дизентерией, его
лечит сокурсница Елена
Талалаева (дочь врача). – Он
между нами жил: Шапиро
С.М.
– С.772.
Июнь, 23. А.Шпеер докладывает
А.Гитлеру о мерах по обеспечению
армии вооружением. Вопрос об
атомном оружии он включает
шестнадцатым пунктом доклада,
сообщая, что для его создания
потребуется не менее пяти лет.
– А-Бомба.
– С.102–103.
- Июль, начало. С.
сдает госэкзамены.
Одновременно получает
направление на работу на
военный завод в г. Ковров
Владимирской обл. и
предложение от А.А.Власова
остаться в аспирантуре на
кафедре теоретической
физики.
- «Я уже был готов к этому
разговору, ждал его по
каким-то причинам. Я
поблагодарил Анатолия
Александровича [Власова],
но отказался. Мне казалось,
что продолжать ученье во
время войны, когда я уже
чувствовал себя способным
что-то делать (хотя и не
знал – что), – было бы
неправильно. Я сказал <...>,
что решил поехать на
военный завод по
распределению». – BI.
– С.78.
-
-
Июль, 27. С.
окончил Университет,
получив диплом с отличием.
- Запись в дипломе: «Предъявитель
сего тов. Сахаров Андрей
Дмитриевич в 1938г. поступил
и в 1942г. окончил полный курс
Московского ордена Ленина
Государственного
Университета им. М.В.Ломоносова
по специальности - физики и
решением Государственной
Экзаменационной Комиссии <...>
ему присвоена
квалификация научного
работника в области физики,
преподавателя ВУЗа и ВТУЗа,
и звание учителя средней
школы». – Ульяновск,
л.14(as).
Июль, 28. Приказом
по МГУ (№110, §1) С. включен в
список студентов Физического
факультета, окончивших
Университет и получивших
дипломы с отличием. С. отчислен с 1
августа как окончивший Университет. –
МГУ,
ед.хр.39, л..325, 327(as).
Июль. «В июле 1942г. мы заканчивали
в Ашхабаде физический
факультет Московского
университета, имея за
плечами четыре курса. Так
называемые спецработы
выполнены не были, ввиду
полного отсутствия
лабораторий. <...> Мы
сдали госэкзамены,
получили дипломы и были
распределены. Не знаю, кто
в тот год поехал по
распределению. Все
стремились в Москву или на
воссоединение с семьями.
Только твердо помню, что
Андрей (может быть,
единственный) отправился в
соответствии с путевкой на
завод в город Ковров.
Андрей всегда казался
идеалистом». – Он
между нами жил: Капчинский
И.М.
– С.313.
|
|
|