О науке и ответственности ученых

 

  • "Ученый прежде всего – человек. И поэтому мораль, нравственные ценности важней всего – и в личной и в общественной жизни, и в научной работе".    (Интервью корреспонденту газеты «Монд», август 1978)

 

  • «Я не вижу никаких оснований для переоценки значения науки, научного мышления, прогресса, научного образования. Серьезность и опасность стоящих перед человечеством проблем только увеличивают необходимость рационального, объективного и непредвзятого, т.е. научного подхода к ним. Эти проблемы … очень разнородны по своему характеру и причинам. Экономические и экологические трудности, истощение энергетических и сырьевых источников, загрязнение среды, угроза голода не могут преодолеваться без широкого и рационального использования достижений науки и технологии, без новых комплексных глубоких исследований, вне продолжающегося и расширяющегося всемирного научно-технического прогресса. При этом определенную роль должны играть меры социального характера …».

              (Ответы на вопросы корреспондента газеты «Стампа», 1979 )

 

  • «Социальные и международные проблемы – войны, духовный кризис, преступность и наркомания, терроризм, страх перед будущим, перед прогрессом порождены всем ходом исторического процесса, реальными противоречиями и трудностями неописуемо сложной современной жизни и в первую очередь основным конфликтом эпохи между тоталитаризмом и плюралистическим научно-демократическим направлением развития общества. Научное, рационалистическое мышление не несет никакой ответственности за эти проблемы, более того, оно необходимо для объективной оценки ситуации. Я думаю, что на протяжении более или менее длительного периода развития человечества противоречия этого рода будут существовать, взывая к разуму и гуманности, к альтруизму и мудрости. Это – великий экзамен, которое человечество держит на право существования».

             (Ответы на вопросы корреспондента газеты «Ла Стампа», 1979).

 

  • «Наука устанавливает истину, точней, стремится к всё более полному, точному и универсальному ее познанию. В этом смысле она едина. Использование науки – неоднозначно».

    (Ответы на вопросы корреспондента газеты «Ла Стампа», 1979).

     

  • «… международная интегрированность научного сообщества неизбежно выходит и должна выходить в еще большей степени за узко профессиональные рамки, охватывая широкий круг нравственных и общечеловеческих проблем».

             (ответственность ученых, 1981 г.)

 

  • «Мне кажется, что ученые – в силу интернационализации науки и относительной независимости должны быть способны встать на общечеловеческую, общемировую позицию – выше эгоистических интересов “своего” государства, “своей” нации, выше предрассудков “своей” общественной системы и ее идеологии – социализма или капитализма – все равно».

              (Письмо участникам встречи в Сорбонне, 1983 г.)

 

  • «Не следует … смешивать вопрос о добровольности с вопросом об ответственности. Мне кажется, что люди, занимающие видное и прочное положение, объективно ответственны не только за свои действия, что тривиально, но и за бездействие. В своем последнем обращении к академикам и членам-корреспондентам с призывом выступить в защиту репрессированных коллег по науке я исходил именно из этого».

          (Ответы на вопросы журнала «СССР: внутренние противоречия», апрель 1982)

 

 Назад                       Вперед